Новости 2011

Обещаю обещать! [Новость добавлена - 28.09.2008]

Городские власти в очередной раз обещают открыть городской хоспис. От момента первого обещания прошло уже два года. Открытие хосписа переносится уже в четвертый раз. И вот очередное обещание. В очередной раз городской голова Михаил Добкин посетил место, где по его обещанию должен возникнуть хоспис. И … пообещал открыть его до конца года.

Обещаю обещать!

 

 

 11 июня, 2008 - 10:30

 

История его обещаний тесно связана с обещаниями другого чиновника – заместителя мэра и директора Департамента охраны здоровья и социальных вопросов Игоря Шурмы.

В начале он обещал городу хоспис на 30 коек, который должен был быть построен в 2007 году. Но не сложилось. Чиновник нашел этому оправдание: решили, что такой маленький хоспис не удовлетворит запросы города. Потому хоспис строят на 80 коек. И торжественно пообещал, что откроют его в мае 2008 года. При чем в мае откроют не весь хоспис, а только его первую очередь – на 40 коек. На эти работы из бюджета города выделили 3 с половиной миллиона гривен. Это обещание было дано в середине 2007 года. Май 2008 года уже отцвел, а хосписа так и не открыли.  Тем временем в прессе появилось новое откровение от Шурмы – мол, хоспис откроют к сентябрю. Но уже не на 80, а на 85 коек. Потому ремонт выделенного под эти цели здания обойдется чуть дороже – а именно в 4 миллиона гривен. Улавливаете разницу? Добавили 5 коек, и 500 тысяч гривен. То есть одно койко-место в хосписе обойдётся городской казне в 100 тысяч гривен. Не иначе как квартира нового типа на каждого безнадежно больного харьковчанина предусмотрена отцами города.

Оказалось, нет: под хоспис выделяют двухэтажное здание дореволюционной постройки, расположенное в зеленой зоне 17 больницы. Сейчас, по словам отцов города, там заменены коммуникации и дверные проемы с применением теплосберегающих технологий. Кстати, во время посещения места будущего хосписа Игорь Шурма пояснил, что 4 миллиона, выделенные на реконструкцию здания, уже освоены. То есть окна, двери и батареи как раз и вошли в эту сумму. Теперь же выяснилось, что в сентябре хоспис открыться не может. Новое обещание – открыть первое отделение на 50 коек до конца года. Для неискушенных поясним: продление сроков строительства означает и продление финансирования проекта. Иными словами, еще пара миллионов  - и учреждение для безнадежно больных открыто.

Ну и прилагающаяся по такому поводу слезная речь городского головы Добкина:

«Состояние любого общества определяется, в первую очередь, отношением к детям и старикам, - отметил  Михаил Добкин. - В городе Харькове до сих пор не было создано никаких условий для тех людей, которые уже по определению не могут получить квалифицированную медицинскую помощь… Такие люди требуют соответствующего ухода и содержания…». Кстати, о финансировании строительства хосписа Михаил Маркович говорил очень скромно и не менее трогательно «В Харькове много людей с добрыми сердцами, которые делают пожертвования не ради пиара, а потому что это - часть их жизни», - сказал Михаил Добкин.

В общем, скупая слеза и реквием в одном наборе – в результате рассказ об анонимных спонсорах, которые помогают городскому голове буквально во всем – и праздники проводить, и последние дни тяжело больных скрашивать.

Но есть в этом вопросе небольшая заковырочка. Во-первых, хоспис в Харькове существует довольно давно. Он расположен в бывшем профилактории завода «Электротяжмаш».

Идея создания хосписа у доктора Экзархова, реаниматолога с тридцатилетним стажем, возникла давно, лет 15 назад. Реальная возможность воплотить идею в жизнь появилась гораздо позже, когда в рамках Украинско-американской программы «Харьковская инициатива» американцы предложили внушительную гуманитарную помощь.

Почти 10 лет первый в Харькове социально-медицинский центр помощи безнадежно больным возглавляет Заслуженный врач Украины, вице-президент ассоциации анестезиологов Украины, кандидат медицинских наук Виталий Александрович Экзархов. В его заведении пациентам не только облегчают страдания, но и поистине продляют жизнь. Условия хосписа позволяют при необходимости «провести небольшие хирургические операции — удалить некротические ткани при пролежнях, ампутировать гангренозную ногу». На случай более сложных хирургических вмешательств существует договоренность с Институтом хирургии: институт обслуживает пациентов хосписа. Хоспис, в свою очередь, забирает оттуда неизлечимых больных.

Помимо медсестер, в хосписе есть и младшие медсестры, которые, как и в западных клиниках, заняты в основном «обхаживанием» больных.

Что же касается психологических и духовных аспектов ухода за больными, то этим вопросом занимаются не только психотерапевты, но и священнослужители. Многие больные на пороге смерти по собственному желанию принимают крещение и, обретя успокоение, уходят из жизни в полном согласии с собой и окружающим миром.

Пару лет назад в этом хосписе было открыто отделение для больных СПИДом. Для этого главврачу было достаточно сделать… 3 звонка. И тут же нашлись спонсоры, которые вложили деньги в открытие отделения.

Есть у хосписа и мечта – расшириться до 120 коек. Но, увы, финансирование со стороны города этого учреждения давно урезано. Врачи этого хосписа готовы оказывать и патронажную помощь. Для этого хватило бы 2-3 автомобилей, поясняют в заведении. И тогда можно было бы посещать на дому до 300-400 больных в месяц. Но и эта просьба остается без ответа. Тем временем врачи вынуждены использовать собственные автомобили.

Городские власти обещают, что пребывание в хосписе, построенном за бюджетные миллионы, будет бесплатным. Тем временем любому государству хосписы приносят экономическую выгоду. И немалую. Американцы экономическую целесообразность хосписов оценивают по величине валового национального продукта, произведенного родственниками, освобожденными от ухода за безнадежно больным.

К примеру, Львовский хоспис, который так часто вспоминает заместитель городского головы Игорь Шурма, сэкономил городскому бюджету 1 миллионов гривен. Простой расчет показывает, что за полтора года существования медико-социального центра Харьковская казна сэкономила не менее 3 миллионов гривен. Вполне понятно, что открытие «дочерних» хосписов в районных центрах и участковых сельских больницах не только помогает разрешить проблему инкурабельных больных, но и приносит значительную экономическую выгоду государству. Кстати говоря, в г. Балаклея Харьковской области уже появился первый «дочерний» хоспис на 15 коек. Еще несколько райцентров «стоят на очереди».

Но опыт действительно первого харьковского хосписа городские власти упорно игнорируют, обещая, что за миллионы потраченные из казны громада получит нечто уникальное. А не проще ли не обещать, а помочь уже существующему учреждению? Но этот вопрос останется риторическим. Ведь обещать всегда легче, чем выполнять.

Людмила Маркова

 http://www.dozor.in.ua/node/14971