Интервью с основоположниками хосписного движения, интересными людьми

Отношение к смерти [Новость добавлена - 29.09.2008]

Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Прямой эфир на канале ТВЦ 05.04.08). Ведущий – протоиерей Алексий Уминский.

Отношение к смерти (Телепрограмма 12.04.08)

     
   
 
 
 
 

 

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 05.04.08)

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте. В прямом эфире «Православная энциклопедия». Сегодня мы хотели бы поговорить о том, что касается каждого из нас. Хотя обсуждать эту тему в обществе не принято. Мы любим поговорить о том, как сохранить здоровье и молодость, а разговоров о том, что жизнь скоротечна, и смерть неизбежна – мы избегаем. И когда человек сталкивается со смертью близких, или же узнает о неизлечимой болезни, он впадает в отчаяние и ужас, оказываясь бессильным перед лицом смерти. А ведь, если задуматься, именно день нашей смерти наверно, самый важный день нашей жизни. И к нему надо быть готовым. Не зря же святые отцы говорили – помни о смерти, и во веки не согрешишь. О смысле и значении, и о христианском понимании смерти мы будем говорить с вами в ближайшие полчаса в прямом эфире нашей программы. Звоните, задавайте вопросы, делитесь своими переживаниями. А я постараюсь на Ваши вопросы ответить. Телефон прямого эфира 789-30-30. А пока Вы готовитесь к беседе, новости православной жизни.

     
  Благовещение Устюжское, древнерусская икона XII-XIII вв.  
 
Благовещение Устюжское, древнерусская икона XII-XIII вв.
 
 

Сюжет: Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

7 апреля, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Алексий совершил вечерню, Божественную литургию и молебен в Благовещенском соборе Московского Кремля. Этот праздник напоминает о самой первой евангельской вести, которую архангел Гавриил возвестил Деве Марии.

     
  Фото - Ю. Клиценко. Седмица.Ru  
 
Фото - Ю. Клиценко. Седмица.Ru
 
 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: – В этот день в Москве традиционно выпускали на волю птиц, как символ того, что Господь Своим пришествием на землю даровал нам свободу от греха, свободу веры и следования за Господом и Спасителем, свободу духовного совершенствования и возрастания о Господе.

В это праздничное утро голуби взлетели не только над Благовещенским собором Кремля, но и над сотнями храмов по всей России.

Сюжет: Кипрская стена

На острове Кипр, где издавна особенно почитается Пречистая Дева, в канун Благовещения произошло событие, которое может привести к объединению города Никосии. После вторжения на остров турецких войск столица Кипра 34 года была разделена на две части – греческую и турецкую. Теперь будет снят запрет на пересечение так называемой «зеленой линии» на улице Лидра. Власти Республики Кипр распорядились начать демонтаж стены, разделяющей половины города.

Андрей Нестеренко, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в республике Кипр: – «Зеленая линия» не исчезла, она разделяет остров с 1974 года. Россия настаивает на том, что должен быть решен вопрос разделения острова, а тогда и «зеленой линии» не будет».

     
  Протопресвитер Виталий Боровой  
 
Протопресвитер Виталий Боровой
 
 

Сюжет: Отпевание о. Виталия Борового

В день праздника Благовещения на 93-м году жизни скончался старейший по хиротонии священник Русской Православной Церкви протопресвитер Виталий Боровой. Его отпевали в Богоявленском соборе Москвы, настоятелем которого отец Виталий был в середине 70-х. А началось церковное служение отца Виталия еще до войны. В оккупированной Белоруссии он был секретарем Минской епархии, и чудом избежал депортации в Германию. С 50-х годов отец Виталий был одним из главных участников важнейших межцерковных событий, почти полтора десятилетия представлял Русскую Православную Церковь во Всемирном Совете Церквей. В последние годы протопресвитер Виталий Боровой был почетным настоятелем московского храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Похоронили отца Виталия на Хованском кладбище Москвы.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Смертью, погибелью Церковь называет смерть духовную. А о земной смерти она говорит другими словами, называя ее блаженной кончиной, успением, разлучением души и тела. Православная Церковь знает, что это временная разлука – в ожидании Второго Пришествия Спасителя и нашего всеобщего воскресения.

Сюжет: Посмертная жизнь – догматический взгляд

Как рассказывает Священное Писание, смерть вошла в мир после грехопадения первых людей. Они отказались слушаться Бога, отпали от Него и захотели сами стать как боги. Адам и Ева, а также все их потомки стали смертными. Умирая, человек попадал в ад, который Ветхий Завет описывает как место бесконечного отчаяния, единственное место во вселенной, где нет Бога. Там царят непрерывный плач и скрежет зубовный. Древние пророки и праведники жили предчувствием и ожиданием прихода Спасителя, который избавил бы людей от этого рабства греху и смерти. Таким Спасителем стал Сам Бог.

Для того, чтобы победить смерть, Бессмертный Бог стал смертным человеком. Христос принял человеческую природу во всем, кроме греха. И поэтому, когда Он был распят – и умер за наши грехи человеческой смертью, Он сошел в ад. И разрушил его врата Своим Воскресением.

     
  Распятие Христово. Древнерусская икона, XV в.  
 
Распятие Христово. Древнерусская икона, XV в.
 
 

С этого момента смерть перестала быть трагедией для людей. Теперь она страшна лишь вне Христа. А для христиан, верующих в тайну Воскресения, смерть стала этапом, отделяющим временную земную жизнь от вечности.

По учению Церкви, существуют две смерти. Первая смерть – это та, которой заканчивается земная жизнь. После нее человеческая душа идет на суд к Богу. Это так называемый Частный суд – где принимаются во внимание все наши грехи и добродетели. Праведники попадают в преддверие рая, а грешники – в преддверие ада. И потом души умерших ждут момента Второго Пришествия Спасителя, когда всеобщее Воскресение мертвых вновь соединит душу и тело каждого человека. Тогда наступит момент Страшного Суда, где люди всех поколений пройдут перед престолом Вседержителя и окончательно решится судьба каждого. И для тех, кто при жизни бесповоротно отпал от Бога, наступит вторая смерть – на этот раз вечная.

     
  Страшный Суд. Новгородская икона кон. XV в.  
 
Страшный Суд. Новгородская икона кон. XV в.
 
 

До Страшного Суда, пока не завершилась земная история человечества, все живые члены Церкви могут помочь своим усопшим близким. В первую очередь эта помощь – молитвенная. По учению Церкви, даже человек, который умер, не успев раскаяться в своих грехах, может быть помилован Богом – по нашим молитвам. И вместе с праведниками получит вечное блаженство в Царствии Небесном.

Молитва Церкви начинается еще на смертном одре. Над умирающими совершают таинства Покаяния, Причащения, Соборования. В момент разлучения души от тела читается особый молебный канон «На исход души».

     
  Воскресение Христово  
 
Воскресение Христово
 
 

После смерти, еще до отпевания можно служить панихиды. Отпевают покойного один раз. После погребения Церковь не прекращает молиться об усопшем. Его особенно поминают в третий, девятый и сороковой день. Есть и общецерковные праздники – родительские субботы, когда поминают всех усопших христиан.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Напоминаю о том, что сегодня в прямом эфире я отвечаю на Ваши вопросы. Тема нашей беседы: православное отношение к смерти. Мы ждем ваших звонков, ваших вопросов на эту тему. Делитесь своими переживаниями. Номер телефона в студии: 789-30-30. У нас уже есть первый звонок.

Телезрительница: – Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, как Церковь относится к кремации тела усопшего? Я столкнулась с разночтением: священник дал добро на кремацию, а потом в книге «Азы Православия» я обнаружила, что кремировать нельзя.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Ваш вопрос важен и интересен многим. Церковь говорит о том, что погребение христианина торжественный и важный момент. Человек создан из праха земного, в прах он и должен возвратиться. Христианский образ погребения – это погребение в землю. Но мы знаем, что живем в таких условиях, что погребение не всегда возможно. Бывает и так, что кремирование было пожеланием самого умершего. Церковь не отрицает и кремацию. Мы считаем, что всякий человек, ушедший от нас в вечность, обязательно воскреснет телесно, и его тело соединится с душой. И даже если человек кремирован, все равно его тело невидимым образом сохраниться до Второго Пришествия и соединится с душой. Хотя Церковь предпочитает советовать не кремировать, а хоронить умершего в землю, но и кремация Церковью не отрицается.

Телезрительница: – Здравствуйте. Раба Божия Татьяна. В январе у меня умерла мама. Она не была крещена. Я молюсь за нее, читаю канон мученику Уару. Сколько дней я должна читать этот канон? Я понимаю, что должна молиться о ней всю жизнь. Но какое время нужно читать именно этот канон?

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Вы сами ответили на этот вопрос – всю Вашу жизнь, пока у Вас есть силы. Молитесь, читайте канон за мать, которая умерла некрещеной. У Вас, как у дочери, у самого близкого человека по духу, по любви, есть надежда отмолить ее, надежда, что Господь Вас услышит. В московском храме Святой Троицы на Пятницкой каждую субботу проходит служба святому мученику Уару, на которой, по благословению Святейшего Патриарха поминаются все некрещеные усопшие родственники. Молитесь дома и ходите в этот храм, где уже церковной традицией стала молитва за некрещеных.

Телезритель: – Батюшка, а какой смысл жить, если все время готовиться к смерти?

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Смысл очень большой. Когда человек живет не думая о том, что ему придется умирать, чаще всего он живет впустую. Он не дорожит своим временем, убивает его. А когда человек знает, что каждый день может стать для него днем встречи со смертью и с Богом, которому он за эту жизнь ответит, то человек этот всегда будет стараться максимально использовать каждую минуту жизни, будет наполнять жизнь. У Достоевского в «Братьях Карамазовых» Маркел, старший брат старца Зосимы, умирая, говорит: «И одного дня хватило бы нам, чтобы быть счастливыми». Если человек знает о том, что умрет и всегда готов к смерти, каждый его день – самый наполненный и творческий день жизни.

Смерть – это тайна. И встреча с ней чаще всего неожиданна, но бывает иначе. Иногда человек узнает заранее, что обречен. И смертельная болезнь, и страдания могут принести ему пользу – у него есть время, чтобы подготовиться к смерти, и достойно встретить ее.

Сюжет: Хоспис

Слово «здравствуйте» имеет здесь особенный вес: в первом московском хосписе люди учатся жить. Невзирая на страшный диагноз. Сегодня здесь 30 пациентов. Многие не в силах подняться с постели, и гулять их вывозят на каталке. Для этих людей каждая минута жизни бесценна. Как бесценны внимание и любовь тех, с кем они могут навеки расстаться.

     
  Вера Миллионщикова, Главный врач Первого Московского хосписа  
 
Вера Миллионщикова, Главный врач Первого Московского хосписа
 
 

Вера Миллионщикова, главный врач Первого московского хосписа: – «Мы все недолюблены и очень сильно. Перед смертью это чувствуется в одиночестве, в котором оказывается человек. Мы обязаны вернуть ему часть связей с людьми, которые были потеряны, с которыми он давно потерял отношения – это все называется –любовь.

Все здесь радует глаз – свежие просторные палаты, спокойные добрые лица тех, кто заботится о том, чтобы жизнь на пороге смерти продолжалась не «вопреки», а «для». Сострадание и сочувствие – вот с чего начинается хоспис.

Вера Миллионщикова, главный врач Первого московского хосписа: – Если ты не думаешь о своей смерти, если ты не можешь видеть чужую смерть, ты не можешь сострадать и быть милосердным, ты становишься как зомби, агрессивным, бессердечным. В этом случае ты плохой родитель, плохой работник. Ты немилосерден. Без сострадания в обществе мир просто рухнет.

По вторникам в хоспис приходит священник. Отец Христофор беседует с теми, кто этого хочет. Бывает и так, что, только попав в хоспис, человек впервые задумается о собственной вере.

Священник Христофор Хилл: – Иногда слова мало значат – простая ласка, внимание – могут сделать больше для человека, чем любые слова.

Сегодня пятнадцать из тридцати обитателей хосписа приняли Святое Причастие. В этой палате причастились все. Для верующего человека и болезнь, и страдание, и сама смерть – всё обретает смысл. И хоспис, как передышка на пути к вечности, дает человеку возможность перевести дыхание, и в этой тишине увидеть себя, осознать, что смерть есть, но в то же время – она бессильна перед нашей верой.

Священник Христофор Хилл: – Смерть – это дверь, через которую человек проходит, чтобы встретиться с Богом. Но до смерти есть жизнь. И для того. Чтобы найти новую жизнь в Боге нужно пойти это порог, порог смерти.

     
  Протоиерей Алексий Уминский  
 
Протоиерей Алексий Уминский
 
 

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Напоминаю о том, что сегодня в прямом эфире я отвечаю на Ваши вопросы. Тема нашей беседы: православное отношение к смерти. Мы ждем ваших звонков, ваших вопросов на эту тему. Делитесь своими переживаниями. Номер телефона в студии: 789-30-30. Я слушаю вас.

Телезрительница: – Здравствуйте, батюшка. Подскажите, как относиться к таким случаям, когда родные умирают как бы не своей смертью. Не от болезни, или от старости, а от несчастного случая, внезапно. Например, убило током, или подавился кусочком еды и задохнулся. В нашем роду много таких случаев. Не является ли эта загадочная смерть роком или Божиим наказанием?

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Смерть, о которой говорилось в сюжете называется в Церкви блаженной кончиной. О ней мы молимся за каждой Божественной литургией. Поросим, чтобы Бог дал нам возможность подготовиться к смерти и принять ее как дар. Но бывают случаи, когда человек умирает внезапно. Это может случиться с каждым, в этом нет ни рока, ни наказания за какие-то грехи рода или человека. Смерть бывает неожиданна. Она подстерегает нас как любой другой жизненный случай. «Смерть и время царят на земле», – сказал философ Владимир Соловьев. Действительно, после грехопадения смерть стала законом человечества. Люди умирают неожиданно. К этому надо быть готовым. Нужно быть членом Церкви и стараться чаще причащаться и исповедоваться, чтобы смерть не пришла неожиданно. Но если кто-то из усопших умер внезапно, мы не должны скорбеть больше сил и предаваться отчаянию. Мы знаем, что наша молитва и молитва Церкви – всепобеждающа. Мы должны молиться за своих усопших родственников.

Телезритель: – Добрый день, отец Алексий. Есть такое правило, молиться за родственников. А можно ли молиться за усопшего товарища, который умер некрещеным, нераскаявшимся?

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Все человечество друг другу сродственно, мы родственники во Адаме. И поэтому В Церкви называем друг друга братьями и сестрами. Для Бога нет чужих – крещеных и некрещеных, все родные. И это родство, существующее в человечестве,очень важно. Когда мы знаем, что есть близкие по жизни, друзья, которые умерли в таком состоянии, и наше сердце о них болит, мы должны молиться за них в домашней молитве. Каждая молитва будет принята Богом и услышана, такая молитва Богу угодна. Молитесь и милостыню за них подавайте, творите милость в память об усопших родственниках и близких, умерших внезапно или без покаяния.

Телезрительница: – Здравствуйте. У нас есть родственник, который покончил жизнь самоубийством. Это было 12-15 лет назад. В какие дни возможно поминание его в храме? Можно ли подавать записку?

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Нужно обратиться в Патриархию, если Вы живете в Москве, или к правящему епископу. Если Вам будет дано разрешение на отпевание и поминание родственника в храме, тогда Вы сможете это делать.

Телезрительница: – Если по незнанию в храме отпели некрещеного родственника, насколько это большой грех. Как его исправить?

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Если это было действительно по незнанию, а не дерзновенная попытка обмануть Церковь, то в этом нет ничего страшного. Сильно переживать об этом не стоит.

Телезрительница: – Батюшка, благословите.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Бог Вас благословит.

Телезрительница: – Мой племянник пропал около семи лет назад. Мы не знаем, жив он, или уже нет. Как нам за него молиться?

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – До тех пор, пока у Вас нет свидетельств о том, что человек погиб, нет оснований и знаний о том, что он действительно отошел ко Господу, молитесь о нем только как о живом. А если вдруг случилось несчастье, и его уже нет среди нас, Бог примет Вашу молитву за живого как молитву за усопшего.

     
   
 
 
 
 

Эта тема поднимает очень много вопросов, конечно, ответить на все просто невозможно.
Митрополит Антоний Сурожский так говорил о тайне смерти и о вечной жизни: «Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь». Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?

Мы готовы выслушать еще один звонок.

Телезрительница: – Мои родители вели неправильный образ жизни и умерли от пьянства. Я молюсь за них каждый день и прошу Бога об избавлении их от этого тяжкого греха. Но боль не отпускает. Вот уже два года я постоянно вижу их во сне именно в этом грехе пьянства.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Наши сны не являются отображением духовной действительности. Святые отцы всегда говорили, чтобы мы не доверяли снам. Ваши сны не основание для того, чтобы впадать в отчаяние. Но я хочу сказать Вам, чтобы Ваша молитва за усопших родителей не прекращалась никогда. Читайте за ни Псалтирь, ходите в церковь, посещайте Родительские субботы, причащайтесь в эти дни. Тогда Ваша молитва будет услышана.

Наша программа подошла к концу. Ее полную версию вы можете найти на сайте Седмица.Ru, где всегда помещаются самые последние новости жизни русской Православной Церкви, а также религиозные новости со всех концов света. А сейчас я прощаюсь с вами и желаю всего доброго. Храни Вас Господь!

http://www.trinity-church.ru/nast/encycl/12-04-08.htm