|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Прямой эфир на канале ТВЦ 05.04.08)
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте. В прямом эфире «Православная энциклопедия». Сегодня мы хотели бы поговорить о том, что касается каждого из нас. Хотя обсуждать эту тему в обществе не принято. Мы любим поговорить о том, как сохранить здоровье и молодость, а разговоров о том, что жизнь скоротечна, и смерть неизбежна – мы избегаем. И когда человек сталкивается со смертью близких, или же узнает о неизлечимой болезни, он впадает в отчаяние и ужас, оказываясь бессильным перед лицом смерти. А ведь, если задуматься, именно день нашей смерти наверно, самый важный день нашей жизни. И к нему надо быть готовым. Не зря же святые отцы говорили – помни о смерти, и во веки не согрешишь. О смысле и значении, и о христианском понимании смерти мы будем говорить с вами в ближайшие полчаса в прямом эфире нашей программы. Звоните, задавайте вопросы, делитесь своими переживаниями. А я постараюсь на Ваши вопросы ответить. Телефон прямого эфира 789-30-30. А пока Вы готовитесь к беседе, новости православной жизни.
|
|
|
|
 |
|
|
Благовещение Устюжское, древнерусская икона XII-XIII вв.
|
|
 |
|
Сюжет: Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
7 апреля, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Алексий совершил вечерню, Божественную литургию и молебен в Благовещенском соборе Московского Кремля. Этот праздник напоминает о самой первой евангельской вести, которую архангел Гавриил возвестил Деве Марии.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю. Клиценко. Седмица.Ru
|
|
 |
|
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: – В этот день в Москве традиционно выпускали на волю птиц, как символ того, что Господь Своим пришествием на землю даровал нам свободу от греха, свободу веры и следования за Господом и Спасителем, свободу духовного совершенствования и возрастания о Господе.
В это праздничное утро голуби взлетели не только над Благовещенским собором Кремля, но и над сотнями храмов по всей России.
Сюжет: Кипрская стена
На острове Кипр, где издавна особенно почитается Пречистая Дева, в канун Благовещения произошло событие, которое может привести к объединению города Никосии. После вторжения на остров турецких войск столица Кипра 34 года была разделена на две части – греческую и турецкую. Теперь будет снят запрет на пересечение так называемой «зеленой линии» на улице Лидра. Власти Республики Кипр распорядились начать демонтаж стены, разделяющей половины города.
Андрей Нестеренко, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в республике Кипр: – «Зеленая линия» не исчезла, она разделяет остров с 1974 года. Россия настаивает на том, что должен быть решен вопрос разделения острова, а тогда и «зеленой линии» не будет».
|
|
|
|
 |
|
|
Протопресвитер Виталий Боровой
|
|
 |
|
Сюжет: Отпевание о. Виталия Борового
В день праздника Благовещения на 93-м году жизни скончался старейший по хиротонии священник Русской Православной Церкви протопресвитер Виталий Боровой. Его отпевали в Богоявленском соборе Москвы, настоятелем которого отец Виталий был в середине 70-х. А началось церковное служение отца Виталия еще до войны. В оккупированной Белоруссии он был секретарем Минской епархии, и чудом избежал депортации в Германию. С 50-х годов отец Виталий был одним из главных участников важнейших межцерковных событий, почти полтора десятилетия представлял Русскую Православную Церковь во Всемирном Совете Церквей. В последние годы протопресвитер Виталий Боровой был почетным настоятелем московского храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Похоронили отца Виталия на Хованском кладбище Москвы.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Смертью, погибелью Церковь называет смерть духовную. А о земной смерти она говорит другими словами, называя ее блаженной кончиной, успением, разлучением души и тела. Православная Церковь знает, что это временная разлука – в ожидании Второго Пришествия Спасителя и нашего всеобщего воскресения.
Сюжет: Посмертная жизнь – догматический взгляд
Как рассказывает Священное Писание, смерть вошла в мир после грехопадения первых людей. Они отказались слушаться Бога, отпали от Него и захотели сами стать как боги. Адам и Ева, а также все их потомки стали смертными. Умирая, человек попадал в ад, который Ветхий Завет описывает как место бесконечного отчаяния, единственное место во вселенной, где нет Бога. Там царят непрерывный плач и скрежет зубовный. Древние пророки и праведники жили предчувствием и ожиданием прихода Спасителя, который избавил бы людей от этого рабства греху и смерти. Таким Спасителем стал Сам Бог.
Для того, чтобы победить смерть, Бессмертный Бог стал смертным человеком. Христос принял человеческую природу во всем, кроме греха. И поэтому, когда Он был распят – и умер за наши грехи человеческой смертью, Он сошел в ад. И разрушил его врата Своим Воскресением.
|
|
|
|
 |
|
|
Распятие Христово. Древнерусская икона, XV в.
|
|
 |
|
С этого момента смерть перестала быть трагедией для людей. Теперь она страшна лишь вне Христа. А для христиан, верующих в тайну Воскресения, смерть стала этапом, отделяющим временную земную жизнь от вечности.
По учению Церкви, существуют две смерти. Первая смерть – это та, которой заканчивается земная жизнь. После нее человеческая душа идет на суд к Богу. Это так называемый Частный суд – где принимаются во внимание все наши грехи и добродетели. Праведники попадают в преддверие рая, а грешники – в преддверие ада. И потом души умерших ждут момента Второго Пришествия Спасителя, когда всеобщее Воскресение мертвых вновь соединит душу и тело каждого человека. Тогда наступит момент Страшного Суда, где люди всех поколений пройдут перед престолом Вседержителя и окончательно решится судьба каждого. И для тех, кто при жизни бесповоротно отпал от Бога, наступит вторая смерть – на этот раз вечная.
|
|
|
|
 |
|
|
Страшный Суд. Новгородская икона кон. XV в.
|
|
 |
|
До Страшного Суда, пока не завершилась земная история человечества, все живые члены Церкви могут помочь своим усопшим близким. В первую очередь эта помощь – молитвенная. По учению Церкви, даже человек, который умер, не успев раскаяться в своих грехах, может быть помилован Богом – по нашим молитвам. И вместе с праведниками получит вечное блаженство в Царствии Небесном.
Молитва Церкви начинается еще на смертном одре. Над умирающими совершают таинства Покаяния, Причащения, Соборования. В момент разлучения души от тела читается особый молебный канон «На исход души».
|
|
|
|
 |
|
|
Воскресение Христово
|
|
 |
|
После смерти, еще до отпевания можно служить панихиды. Отпевают покойного один раз. После погребения Церковь не прекращает молиться об усопшем. Его особенно поминают в третий, девятый и сороковой день. Есть и общецерковные праздники – родительские субботы, когда поминают всех усопших христиан.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Напоминаю о том, что сегодня в прямом эфире я отвечаю на Ваши вопросы. Тема нашей беседы: православное отношение к смерти. Мы ждем ваших звонков, ваших вопросов на эту тему. Делитесь своими переживаниями. Номер телефона в студии: 789-30-30. У нас уже есть первый звонок.
Телезрительница: – Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, как Церковь относится к кремации тела усопшего? Я столкнулась с разночтением: священник дал добро на кремацию, а потом в книге «Азы Православия» я обнаружила, что кремировать нельзя.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Ваш вопрос важен и интересен многим. Церковь говорит о том, что погребение христианина торжественный и важный момент. Человек создан из праха земного, в прах он и должен возвратиться. Христианский образ погребения – это погребение в землю. Но мы знаем, что живем в таких условиях, что погребение не всегда возможно. Бывает и так, что кремирование было пожеланием самого умершего. Церковь не отрицает и кремацию. Мы считаем, что всякий человек, ушедший от нас в вечность, обязательно воскреснет телесно, и его тело соединится с душой. И даже если человек кремирован, все равно его тело невидимым образом сохраниться до Второго Пришествия и соединится с душой. Хотя Церковь предпочитает советовать не кремировать, а хоронить умершего в землю, но и кремация Церковью не отрицается.
Телезрительница: – Здравствуйте. Раба Божия Татьяна. В январе у меня умерла мама. Она не была крещена. Я молюсь за нее, читаю канон мученику Уару. Сколько дней я должна читать этот канон? Я понимаю, что должна молиться о ней всю жизнь. Но какое время нужно читать именно этот канон?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Вы сами ответили на этот вопрос – всю Вашу жизнь, пока у Вас есть силы. Молитесь, читайте канон за мать, которая умерла некрещеной. У Вас, как у дочери, у самого близкого человека по духу, по любви, есть надежда отмолить ее, надежда, что Господь Вас услышит. В московском храме Святой Троицы на Пятницкой каждую субботу проходит служба святому мученику Уару, на которой, по благословению Святейшего Патриарха поминаются все некрещеные усопшие родственники. Молитесь дома и ходите в этот храм, где уже церковной традицией стала молитва за некрещеных.
Телезритель: – Батюшка, а какой смысл жить, если все время готовиться к смерти?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Смысл очень большой. Когда человек живет не думая о том, что ему придется умирать, чаще всего он живет впустую. Он не дорожит своим временем, убивает его. А когда человек знает, что каждый день может стать для него днем встречи со смертью и с Богом, которому он за эту жизнь ответит, то человек этот всегда будет стараться максимально использовать каждую минуту жизни, будет наполнять жизнь. У Достоевского в «Братьях Карамазовых» Маркел, старший брат старца Зосимы, умирая, говорит: «И одного дня хватило бы нам, чтобы быть счастливыми». Если человек знает о том, что умрет и всегда готов к смерти, каждый его день – самый наполненный и творческий день жизни.
Смерть – это тайна. И встреча с ней чаще всего неожиданна, но бывает иначе. Иногда человек узнает заранее, что обречен. И смертельная болезнь, и страдания могут принести ему пользу – у него есть время, чтобы подготовиться к смерти, и достойно встретить ее.
Сюжет: Хоспис
Слово «здравствуйте» имеет здесь особенный вес: в первом московском хосписе люди учатся жить. Невзирая на страшный диагноз. Сегодня здесь 30 пациентов. Многие не в силах подняться с постели, и гулять их вывозят на каталке. Для этих людей каждая минута жизни бесценна. Как бесценны внимание и любовь тех, с кем они могут навеки расстаться.
|
|
|
|
 |
|
|
Вера Миллионщикова, Главный врач Первого Московского хосписа
|
|
 |
|
Вера Миллионщикова, главный врач Первого московского хосписа: – «Мы все недолюблены и очень сильно. Перед смертью это чувствуется в одиночестве, в котором оказывается человек. Мы обязаны вернуть ему часть связей с людьми, которые были потеряны, с которыми он давно потерял отношения – это все называется –любовь.
Все здесь радует глаз – свежие просторные палаты, спокойные добрые лица тех, кто заботится о том, чтобы жизнь на пороге смерти продолжалась не «вопреки», а «для». Сострадание и сочувствие – вот с чего начинается хоспис.
Вера Миллионщикова, главный врач Первого московского хосписа: – Если ты не думаешь о своей смерти, если ты не можешь видеть чужую смерть, ты не можешь сострадать и быть милосердным, ты становишься как зомби, агрессивным, бессердечным. В этом случае ты плохой родитель, плохой работник. Ты немилосерден. Без сострадания в обществе мир просто рухнет.
По вторникам в хоспис приходит священник. Отец Христофор беседует с теми, кто этого хочет. Бывает и так, что, только попав в хоспис, человек впервые задумается о собственной вере.
Священник Христофор Хилл: – Иногда слова мало значат – простая ласка, внимание – могут сделать больше для человека, чем любые слова.
Сегодня пятнадцать из тридцати обитателей хосписа приняли Святое Причастие. В этой палате причастились все. Для верующего человека и болезнь, и страдание, и сама смерть – всё обретает смысл. И хоспис, как передышка на пути к вечности, дает человеку возможность перевести дыхание, и в этой тишине увидеть себя, осознать, что смерть есть, но в то же время – она бессильна перед нашей верой.
Священник Христофор Хилл: – Смерть – это дверь, через которую человек проходит, чтобы встретиться с Богом. Но до смерти есть жизнь. И для того. Чтобы найти новую жизнь в Боге нужно пойти это порог, порог смерти.
|
|
|
|
 |
|
|
Протоиерей Алексий Уминский
|
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Напоминаю о том, что сегодня в прямом эфире я отвечаю на Ваши вопросы. Тема нашей беседы: православное отношение к смерти. Мы ждем ваших звонков, ваших вопросов на эту тему. Делитесь своими переживаниями. Номер телефона в студии: 789-30-30. Я слушаю вас.
Телезрительница: – Здравствуйте, батюшка. Подскажите, как относиться к таким случаям, когда родные умирают как бы не своей смертью. Не от болезни, или от старости, а от несчастного случая, внезапно. Например, убило током, или подавился кусочком еды и задохнулся. В нашем роду много таких случаев. Не является ли эта загадочная смерть роком или Божиим наказанием?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Смерть, о которой говорилось в сюжете называется в Церкви блаженной кончиной. О ней мы молимся за каждой Божественной литургией. Поросим, чтобы Бог дал нам возможность подготовиться к смерти и принять ее как дар. Но бывают случаи, когда человек умирает внезапно. Это может случиться с каждым, в этом нет ни рока, ни наказания за какие-то грехи рода или человека. Смерть бывает неожиданна. Она подстерегает нас как любой другой жизненный случай. «Смерть и время царят на земле», – сказал философ Владимир Соловьев. Действительно, после грехопадения смерть стала законом человечества. Люди умирают неожиданно. К этому надо быть готовым. Нужно быть членом Церкви и стараться чаще причащаться и исповедоваться, чтобы смерть не пришла неожиданно. Но если кто-то из усопших умер внезапно, мы не должны скорбеть больше сил и предаваться отчаянию. Мы знаем, что наша молитва и молитва Церкви – всепобеждающа. Мы должны молиться за своих усопших родственников.
Телезритель: – Добрый день, отец Алексий. Есть такое правило, молиться за родственников. А можно ли молиться за усопшего товарища, который умер некрещеным, нераскаявшимся?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Все человечество друг другу сродственно, мы родственники во Адаме. И поэтому В Церкви называем друг друга братьями и сестрами. Для Бога нет чужих – крещеных и некрещеных, все родные. И это родство, существующее в человечестве,очень важно. Когда мы знаем, что есть близкие по жизни, друзья, которые умерли в таком состоянии, и наше сердце о них болит, мы должны молиться за них в домашней молитве. Каждая молитва будет принята Богом и услышана, такая молитва Богу угодна. Молитесь и милостыню за них подавайте, творите милость в память об усопших родственниках и близких, умерших внезапно или без покаяния.
Телезрительница: – Здравствуйте. У нас есть родственник, который покончил жизнь самоубийством. Это было 12-15 лет назад. В какие дни возможно поминание его в храме? Можно ли подавать записку?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Нужно обратиться в Патриархию, если Вы живете в Москве, или к правящему епископу. Если Вам будет дано разрешение на отпевание и поминание родственника в храме, тогда Вы сможете это делать.
Телезрительница: – Если по незнанию в храме отпели некрещеного родственника, насколько это большой грех. Как его исправить?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Если это было действительно по незнанию, а не дерзновенная попытка обмануть Церковь, то в этом нет ничего страшного. Сильно переживать об этом не стоит.
Телезрительница: – Батюшка, благословите.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Бог Вас благословит.
Телезрительница: – Мой племянник пропал около семи лет назад. Мы не знаем, жив он, или уже нет. Как нам за него молиться?
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – До тех пор, пока у Вас нет свидетельств о том, что человек погиб, нет оснований и знаний о том, что он действительно отошел ко Господу, молитесь о нем только как о живом. А если вдруг случилось несчастье, и его уже нет среди нас, Бог примет Вашу молитву за живого как молитву за усопшего.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Эта тема поднимает очень много вопросов, конечно, ответить на все просто невозможно.
Митрополит Антоний Сурожский так говорил о тайне смерти и о вечной жизни: «Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь». Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?
Мы готовы выслушать еще один звонок.
Телезрительница: – Мои родители вели неправильный образ жизни и умерли от пьянства. Я молюсь за них каждый день и прошу Бога об избавлении их от этого тяжкого греха. Но боль не отпускает. Вот уже два года я постоянно вижу их во сне именно в этом грехе пьянства.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Наши сны не являются отображением духовной действительности. Святые отцы всегда говорили, чтобы мы не доверяли снам. Ваши сны не основание для того, чтобы впадать в отчаяние. Но я хочу сказать Вам, чтобы Ваша молитва за усопших родителей не прекращалась никогда. Читайте за ни Псалтирь, ходите в церковь, посещайте Родительские субботы, причащайтесь в эти дни. Тогда Ваша молитва будет услышана.
Наша программа подошла к концу. Ее полную версию вы можете найти на сайте Седмица.Ru, где всегда помещаются самые последние новости жизни русской Православной Церкви, а также религиозные новости со всех концов света. А сейчас я прощаюсь с вами и желаю всего доброго. Храни Вас Господь!
|