В жизни всегда есть место чуду [Новость добавлена -
15.02.2009]
Доктор медицинских наук, руководитель фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка: "В жизни всегда есть место чуду"
27 января 2009, 14:20
Мы знаем бесчисленное множество врачебных специальностей. Всех врачей объединяет одно — все они спасают и поддерживают жизнь и по возможности здоровье больного человека. Паллиативная медицина не занимается больными, которым суждено выжить. Медики, работающие в этом направлении, просто облегчают уход из жизни безнадежно больным. Иными словами, они там, где иная медицина уже бессильна. И место, где лежит умирающий больной — это уже не просто медучреждение, а медико-социальное, называющееся "хоспис" (от лат. "странноприимный дом"). Те немногочисленные хосписы, что действуют на территории РФ, обслуживают пока только одну категорию больных — онкологических.
Паллиативная медицина в России только зарождается. Лучшие специалисты в этом направлении приехали к нам из-за рубежа. Доктор медицинских наук Елизавета Петровна ГЛИНКА урожденная москвичка, но уже много лет живет в США. Она возглавляет благотворительный фонд "Справедливая помощь", целью которого является бесплатная медико-социальная помощь обреченным больным. Благодаря Елизавете Петровне, сначала в Москве, а потом и в Киеве появились первые хосписы.
Почему Вы решили строить хосписы в России и на Украине?
- У меня это был сознательный выбор. Первый хоспис я увидела 20 лет назад в США, и по сути это определило мою дальнейшую работу, потому что моей мечтой стало создание таких же хосписов не только на моей Родине, но и в странах постсоветского пространства. Потому что 20 лет назад мне трудно было представить, чтобы люди уходили из жизни достойно.
В России пока очень мало хосписов. В Саратовской области, например, нет ни одного. Может, это слишком дорогостоящее учреждение?
- В России многие считают, что хосписы экономически невыгодны, аргументируя тем, что государству денег на тех, кому еще жить и жить, не хватает. Однако, по данным ВОЗ, каждого безнадежного онкобольного окружает 10-12 близких разной степени приближенности к нему людей. Без помощи хосписа эти люди вынуждены бросать работу, испытывать чувство вины, страдают канцерофобией (страх заболеть раком). Если оценить эти факты, становится ясно, что хоспис — это выгодное вложение капитала для государства, которое думает о своих гражданах и о том, чтобы они возвращали затраченные на них государством средства.
Насколько дорого обходится пребывание больного в хосписе?
- К сожалению, существует распространённое мнение о том, что услуги хосписа платные для пациентов или их семей. Мы не только не берём денег с пациентов — это категорически запрещено уставом фонда и самой позицией хосписа. Более того, мы даём деньги на похороны бездомных и совсем бедных больных.
Многие врачи-клиницисты говорят, что львиная доля их рабочего времени уходит не на лечение больных, а на заполнение бесконечного количества бумажек. Стоит ли такая проблема перед врачами, работающими в хосписе?
- Да, такая проблема стоит, особенно это касается больниц, где нет общей больничной компьютерной системы. Во многих местах препараты списываются вручную, в трех экземплярах на каждого больного. Решение одно - сделать систему ведения электронных историй болезней и решить проблему списывания учетных препаратов другим способом.
Скажите, а Вы часто встречаете брезгливое отношение к болезни и умиранию у родственников Ваших пациентов?
- Редко, но встречаю.
Как Вы уже упоминали в интервью другим изданиям, в хосписе может работать, в принципе, человек с любым видом высшего медицинского образования — не только онколог. Требуются ли в хосписе специальные знания по онкологии?
- Они требуются, но в несколько меньшем объеме. Обучение паллиативной медицине вполне возможно на рабочем месте. И врач может быть общего профиля - терапевт или хирург. Но пройти специализацию по паллиативному лечению необходимо.
Часто ли случаются чудеса с теми, кто болен раком?
- Не часто, но бывают. В жизни всегда есть место чуду. Просто мы их не замечаем.
Чаще всего болеют раком... женщины, мужчины, дети — в каком возрасте?
- Дети, к счастью, болеют реже и поправляются чаще. Относительно мужчин и женщин разница небольшая.
Если в стране практически нет хосписов — о чем это, на Ваш взгляд, свидетельствует?
- О том, что об этой проблеме мало говорят и пишут. О том, что обреченные остаются одни. Убеждена, что если говорить об этой проблеме - хосписы будут везде и доступны всем. Кроме того, хосписы существуют на смешанном типе финансирования — частично государственное, частично — фонда. Если кто-нибудь хочет помочь, реквизиты фонда: Получатель: МОО "Справедливая помощь" ИНН/КПП: 7705044627/770501001, ОГРН: 1037739511545, Банк: КБ "Юниаструм Банк", БИК: 044585184, Кор.Сч.: 30101810600000000184, Расчетные счета: В Рублях 40703810700300008620, В Долларах($) 40703840000300008620, в Евро (EURO) 40703978600300008620.
Как Вы считаете, почему в Америке к больным, к инвалидам, отношение лояльное, а в России они чаще всего — изгои?
- Никогда не могла найти ответ на этот вопрос.
Отношение к слабым — показатель развития общества. Кризис здравоохранения, образования, социальной помощи равен кризису нации. Чем он спровоцирован, по-Вашему?
- Кризис в сфере медуслуг спровоцирован приватизацией медицины при неплатежеспособном населении, снижением финансирования бюджетных клиник, низкими зарплатами персонала. Выход - создание хорошо оборудованных государственных и городских клиник за счет бюджета. И как альтернатива им - создание частных клиник. У больных должен быть выбор.
Насколько часто Вы встречаете недобросовестный подход медперсонала к работе в хосписах стран постсоветского пространства — в частности, России, Украине?
- Холуйский подход встречаю редко, очень редко.
Что Вам больше всего мешает в работе?
- Нехватка времени.
Что Вам облегчает работу?
- Грамотный и надежный персонал в команде хосписа.
Вы как-то говорили о том, что стараетесь ничего не завязывать на себе, когда организуете хоспис. Насколько это удается на самом деле?
- Плохо это пока удается. К сожалению.
"Never say never" ("Никогда не говори никогда") — гласит одна из самых частых надписей на футболках у американцев. А врач хосписа подпишется под этим высказыванием?
Да. Потому что мы никогда не знаем, что будет завтра или через час.
Как не бояться смерти?
- Не знаю. Верить в то, что там, куда улетают наши души - лучше, чем здесь.
Беседовала Анастасия Кирилловых
http://www.newvers.ru/interview/2009/01/27/2731.html