Интервью с основоположниками хосписного движения, интересными людьми

Легализовывать право на убийство просто аморально [Новость добавлена - 15.02.2009]

Георгий Новиков


 17.04.2007 14:17 МСК

В Совете Федерации готовится законопроект, разрешающий эвтаназию в России. В случае его принятия неизлечимых больных по их просьбе будут лишать жизни. Однако такое решение должен будет утвердить консилиум врачей, а затем и комиссия, состоящая из медиков, адвокатов и представителей прокуратуры.

Заместитель Секретаря Президиума Генерального совета "Единой России" Владимир Катренко:

- Звучное слово "эвтаназия" означает легализованное самоубийство. И сколько бы аргументов в пользу этой идеи ни приводилось ее сторонниками, все равно по сути своей речь пойдет о легализации убийства человека. Пусть даже и разрешенного самой жертвой.

Нам говорят о том, что в России очень низок качественный уровень медицинской помощи, но это лишь доказывает необходимость этот уровень повышать, а не пытаться снять проблему разрешением самоубийства отчаявшихся больных. Их называют безнадежными, однако история знает множество примеров выздоровления так называемых "безнадежных". И врачебная ошибка в постановке диагноза, в выборе методов лечения сродни судебной ошибке при вынесении несправедливого приговора. Разрешив эвтаназию, мы легализуем право на смертный приговор, вынесенный медициной человеку и человеком - самому себе. Я думаю, здесь будет излишним напоминать о моратории на смертную казнь.

Более того, в России традиционно отношение к самоубийству как к страшному греху. Поэтому легализация эвтаназии будет воспринята верующими людьми как узаконенное право человека ставить себя выше Бога, давшего этому человеку жизнь. Вряд ли представители традиционных для России конфессий поддержат такую инициативу.

Но дискуссия о разрешении эвтаназии заставит общество и власть задуматься над тем, как реально помочь страдающим от невыносимых болей и неизлечимых болезней людям. И в этом направлении должны развиваться поиски и медицинского сообщества, и законодателей. Лечить, облегчать страдания, а не лишать человека жизни должны врачи, давшие клятву Гиппократа при вступлении в эту благороднейшую профессию.

Именно поэтому я уверен, что в нашей стране разрешение добровольного ухода из жизни с помощью пусть даже и современной медицины общественной поддержки не получит.

Член Высшего совета "Единой России", заместитель Секретаря Президиума Генерального совета Партии, заместитель Председателя Госдумы Владимир Пехтин:

- Инициатива члена Совета Федерации Валентины Петренко о введении эвтаназии в России идет в разрез предложению Президента России об улучшении демографической политики.

На мой взгляд, российское общество, впрочем, как и все цивилизованное мировое сообщество не может ни морально, ни нравственно поддерживать идею эвтаназии. На Руси всегда самоубийство и убийство осуждалось церковью и преследовалось законом. Я считаю эту идею кощунством, не имеющим право на существование. Кроме этого, введение эвтаназии в стране всколыхнет криминогенную ситуацию, развяжет руки дельцам, охотящимся за донорскими органами. Поэтому надо заниматься не внедрением эвтаназии в России, а обеспечением нашего населения высококвалифицированной медицинской помощью.

Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Татьяна Яковлева:

- Эвтаназия является сложным социальным явлением, которое имеет несколько аспектов: медицинский, юридический, религиозный, моральный, этический.

Во время моей работы главным врачом районной больницы я сталкивалась с ужасными случаями, когда люди страшно мучались от прогрессирующих заболеваний, например, онкологических. Люди прикованы к постели, иногда за ними некому ухаживать. Такие больные просили и просят врачей избавить их от страданий. Но если подняться над эмоциями, то необходимо подчеркнуть, что в России общество не готово к введению в практику эвтаназии. Возникнет огромное поле для различных злоупотреблений. У меня нет уверенности, что не найдутся такие, кто захочет использовать процедуру эвтаназии для получения наследства или другой выгоды.

А сколько случаев было в медицинской практике, когда врачи выносили вердикт о том, что больной не проживет и несколько месяцев. Однако больной человек поправлялся и жил еще долгие годы. Сегодня больной, находящийся в тяжелой депрессии на фоне неизлечимого заболевания, скажет – "убейте меня", а завтра поменяет свое решение. Какой врач возьмет на себя такую ответственность, чтобы лишить жизни человека? Я не поддерживаю инициативу об использовании эвтаназии в России.

Член рабочей группы президиума Генерального совета партии "Единая Россия" по демографической политике, доктор медицинских наук, профессор, заведующий курсом Паллиативной помощи при кафедре онкологии ММА им И.М.Сеченова Георгий Новиков:

- Дело с внедрением эвтаназии обстоит серьезнее, чем представляется оппонирующим сторонам, а решение этой проблемы давно находится на поверхности. Желание умереть может изъявлять только пациент, не получивший квалифицированной медпомощи. В России более 20 лет проходит процесс становления новой области здравоохранения - паллиативной медицины. Ее основная цель - с помощью специальных методов снять страдание пациентов, улучшить его качество жизни. Поэтому надо заниматься не внедрением эвтаназии, а основывать институт Паллиативной медицины в РФ, чтобы эта помощь была доступна. На сегодняшний день, не предлагая альтернативу страдающим, мы подталкиваем пациента к принятию абсолютно неправильного решения ухода из жизни, навязывая ему суицидальное поведение.

Легализовывать право на убийство просто аморально. Получается, нужно вводить понятие - врач с лицензией на убийство. Многовековая история российской медицины с высокой моралью, благоденствием и искренним желанием облегчает страдания пациенту. Как на этом фоне будет выглядеть введение в лечебную программу легализованного убийства. На наш взгляд, это недопустимо.
 

http://www.edinros.ru/er/text.shtml?47114/8