Новости 2011

РЕЗОЛЮЦИЯ [Новость добавлена - 26.08.2009]

Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Паллиативная помощь в онкологии» 09-10 апреля 2009 года, г. Кемерово

проект

 Заслушав и обсудив доклады конференции, участники конференции «Паллиативная помощь в онкологии» заявляют:

1.      Паллиативная и хосписная помощь в Российской Федерации является неотложной гуманитарной потребностью и неотъемлемым правом больных на получение специализированной помощи в терминальной стадии злокачественных заболеваний в соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека. (ООН,1948);

2.      В соответствии с Резолюцией 1649 (2009) Совета Европы, паллиативная и хосписная помощь является инновационным методом оказания помощи одновременно в сфере здравоохранения и социальной помощи;

3.      Паллиативная помощь  не является помощью для привилегированной части общества, а  должна быть гарантирована всем без исключения гражданам Российской Федерации, которые в ней нуждаются;

4.      В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, паллиативная и хосписная помощь должна быть интегрирована в существующую систему медицинской помощи и адаптирована  к существующим культурным и социально-экономическим условиям  на всей территории Российской Федерации. (Cancer control: knowledge into action, WHO guide for effective programmes);

5.      Доступность паллиативной помощи  и купирование  боли включают  в себя доступность соответствующих медико-социальных служб и необходимых наркотических препаратов в адекватных количествах для купирования болевого синдрома средней и сильной степени тяжести для всех больных, которые в них нуждаются;

6.      На основании рекомендаций Всемирной организации здравоохранении, препараты таблетированного морфина и водных растворов морфина для перорального применения должны быть гарантированы всем больным на территории Российской Федерации, которые в  них нуждаются. (WHO, Achieving Balance in National Opioids Control Policy)

 

Участники конференции, отмечая определенные позитивные сдвиги в развитии паллиативной и хосписной помощи, признают наличие хронических проблем, существующих в данной области:

1.      Действующее «Положение о хосписе», утвержденное приказом МЗ РФ № 13 от 01.02.1991 года, устарело. Данное положение не отражает современные концептуальные подходы в организации  паллиативной и хосписной помощи,  не содержит штатных нормативов  для хосписов  и отделений паллиативной помощи;

2.      До сих пор не решены организационные и клинические  вопросы паллиативной помощи  в Российской Федерации: нет единых медико-экономических  стандартов оказания паллиативной и хосписной помощи, нет обоснованной  методики определения потребности  в лекарственных препаратах, инструментальном и техническом обеспечении, особенно потребности в предметах и средствах ухода;

3.      Особую озабоченность вызывает недостаток неинвазивных наркотических препаратов, перебои в снабжении наркотическими средствами;

4.      Отсутствует федеральная  система статистического учета больных, нуждающихся в паллиативной  помощи  и получающих ее;

5.      Крайне неудовлетворительными остаются условия работы персонала хосписов. На лицо  несоответствие  между тяжелыми  условиями и уровнем компенсаций за труд. Психологические и физические перегрузки в сочетании с низкой оплатой труда приводят к текучести кадров, низкой укомплектованности, высокому коэффициенту совместительства  и в результате к развитию депрессии и синдрому «выгорания» персонала.

 

В целях решения назревших медицинских, организационных, кадровых вопросов, увеличения объема и повышения качества  паллиативной и хосписной помощи инкурабельным больным в хосписах, отделениях и центрах паллиативной помощи, а также на дому участники  конференции обращаются со следующими предложениями:

К Министерству здравоохранения  и социального развития Российской Федерации

1.      Внести специальность  «паллиативная медицина» в номенклатуру медицинских специальностей  Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

2.      Выделить паллиативную помощь в приоритетное направление оказания помощи терминальным онкологическим больным в России и оформить в виде приказа  «О совершенствовании организации паллиативной и хосписной помощи в Российской Федерации»;

3.      Разработать концепцию федеральной стратегической программы развития паллиативной и хосписной помощи, основываясь на детальном и реалистическом анализе:

 

a)      Потребности в паллиативной и хосписной помощи в Российской Федерации;

b)      Исполнения гарантий государства по оказанию паллиативной и хосписной помощи терминальным онкологическим больным;

c)      Исполнения гарантий государства в области лекарственного обеспечения, а именно в доступности наркотических  препаратов  и препаратов для симптоматической терапии и обеспечения данными препаратами в адекватных дозах терминальных онкологических больных в соответствии с перечнем  базовых препаратов  и 3-х ступенчатой лестницей обезболивания, рекомендованными ВОЗ.  (WHO List of Essential Medicines and WHO three-step analgesic ladder);

d)      Текущей образовательной политике в области паллиативной и хосписной помощи;

e)      Уровня паллиативной и хосписной помощи, оказываемой на данный момент в Российской Федерации;

f)        Ресурсов паллиативной помощи  и т.д.

 

и выделить:

 

                                I.           Стратегические цели и задачи паллиативной и хосписной помощи в Российской Федерации на период до 2020 года;

                             II.           Стратегические области в развитии паллиативной и хосписной помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, такие как:

 

a)      Клиническое качество паллиативной помощи (формирование медико-экономических стандартов оказания паллиативной помощи) и поддержка научных исследований в данной области;

b)      Образование – организация обучения паллиативной помощи на додипломном и последипломном уровнях в медицинских академиях и медицинских колледжах на всей территории Российской Федерации;

c)      Административная – увеличение эффективности организации паллиативной и хосписной помощи для достижения поставленных стратегических целей и задач;

d)      Финансовые ресурсы – привлечение новых и реструктуризация имеющихся ресурсов паллиативной и хосписной помощи для достижения поставленных стратегических целей и задач;

e)      Общественная политика и пропаганда – обеспечение информацией в области паллиативной и хосписной помощи медиков, социальных работников, пациентов и членов их семей, а также широкой общественности; распространение знаний о паллиативной помощи и ее проблемах с привлечением информационных и кадровых ресурсов партий и иных общественных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации;

f)        Международная – организация программ по обмену опытом, по формированию позитивного имиджа России в зарубежных средствах массовой информации и в профессиональной медицинской среде.

 

4.      Разработать и утвердить типовые «Положения о хосписе, отделении паллиативной помощи, региональном центре паллиативной помощи, кабинете противоболевой терапии»

a)      Утвердить штатные нормативы медицинского и вспомогательного персонала хосписов в соответствии  рекомендациями Всемирной организации здравоохранения ;

5.      Разработать и утвердить методику определения и расчета потребности  в наркотических средствах (инвазивных и неинвазивных), психотропных веществах, адъювантных лекарственных препаратах, средствах реабилитации и ухода за тяжелобольными в соответствии с рекомендациями ВОЗ;

6.      Устранить законодательные барьеры, создающие помехи для рационального и адекватного использования наркотических и иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, необходимых для оказания паллиативной помощи;

7.      Разработать систему статистического учета пациентов нуждающихся  в паллиативной помощи и получающих  ее.

 

К Правительству Российской Федерации

Внести на рассмотрение: 

1.      Вопрос о льготном пенсионном обеспечении сотрудников хосписов и отделений паллиативной помощи (для мужчин непрерывный стаж работы в хосписе 12,5 лет, для женщин -10 лет);

2.      Вопрос о надбавке за работу в хосписах и отделениях паллиативной помощи в виде 50% , начиная с первого дня работы в данных учреждениях; 80 % льготной надбавки через 1 год после начала работы и 100% от оклада через 2 года начала работы;

3.      Включить «Оказание  паллиативной помощи » в перечень  лицензируемых видов медицинской деятельности;

4.      Включить в лицензионные  требования  необходимость наличия  у персонала, оказывающего паллиативную помощь, специальной подготовки в объеме не менее 144 часов по вопросам паллиативной помощи.

 

К Министерствам здравоохранения регионов и Департаментам  охраны здоровья населения

1.      Определить перспективы открытия  хосписов или отделений паллиативной помощи в регионах, планы развития  имеющейся службы паллиативной  помощи на местах;

2.      Рассмотреть возможность выделения адекватных ресурсов для развития паллиативной помощи и лечения боли;

3.      Определить перспективные нормативы численности кадров врачебного  и среднего медицинского персонала для хосписов.

4.      Начать разработку программ-модулей подготовки специалистов по паллиативной помощи с медицинскими академиями  и медицинскими колледжами.

5.      Включить в программу последипломной подготовки раздел «Паллиативная помощь».

 

К хосписам и отделениям паллиативной помощи

1.      Способствовать привлечению и привлекать организации, ассоциации, частных лиц, международные организации к созданию благотворительных фондов  паллиативной помощи;

2.      Присоединиться к Декларации за признание права на получение паллиативной помощи и лечение боли фундаментальным правом каждого гражданина.