Проекты

Опыт танатотерапии. Как я умирала [Новость добавлена - 27.10.2009]

 [Новость добавлена - 15.02.2009]

Интересные статьи на Похоронном портале

 


Я пришла к психологу Надежде Латыповой, собираясь взять интервью для детского журнала на тему: «Как и когда рассказать ребенку о сексе». «А у самой-то как с сексом, Катюша?» — неожиданно спросила Надежда Валентиновна, попав в самую точку.
Дело в том, что накануне у меня разболелась спина — невролог поставил диагноз с замысловатой аббревиатурой «ПОХ» («поясничный остеохондроз»), крестец просто разламывался, ноющая боль поднималась в поясницу, не давая сидеть прямо, а при ходьбе я подволакивала левую ногу. Вид у меня был совершенно плачевный, но отменять интервью я не стала и явилась на встречу, хромая.
Позднее, уже на сеансе танатотерапии, я поняла, что именно желание вечно геройствовать и все «взвалить на свою спину» и стало одной из основных причин заболевания.
Мы начали интервью, и Надежда Латыпова, как опытный танатотерапевт, сразу заметила мое состояние: «Пояснично-крестцовый отдел? Понимаю, очень неприятно». Но, казалось бы, причем тут секс?


МЕТАФИЗИКА БОЛЕЗНЕЙ. НЕМНОГО ТЕОРИИ
С точки зрения телесно-ориентированной психотерапии, организм человека — это своего рода географическая карта. Любые заболевания или отклонения от нормы — не что иное, как проекция душевных переживаний и психологических особенностей. Часто в семье по наследству передается какая-то черта характера — и в соответствии с ней члены семьи имеют похожую манеру говорить, тип телосложения или наследственные заболевания.
Так, например, привычка сутулиться говорит о боязни показать себя и неприятии своего тела. Хронические проблемы горла могут сигнализировать о невысказанных обидах или непроявленных чувствах, которые «стоят комом в горле». А привычка «все принимать близко к сердцу», обидчивость, жалость могут приводить к сердечно-сосудистым нарушениям.
Сначала человек испытывает душевный дискомфорт, а затем, повинуясь этому, тело принимает соответствующую позу или где-то глубоко возникает мышечный зажим, «блок». Течение энергии (крови, кислорода) нарушается, и какая-то часть тела или орган начинают функционировать неправильно. Возникает острая боль или хроническая патология. Этот принцип положен не только в основу танатотерапии, но принимается за аксиому во многих других практиках, например в традиционной восточной медицине или в йоге.
В моем случае все объяснялось довольно легко: если принять на веру этот метафизический принцип, то на область крестца и поясницы проецируются проблемы в общении с противоположным полом. Действительно, обидчивость, ревность и женская заносчивость давно отравляли мне жизнь. Я пыталась избавиться от душевных переживаний, вооружившись психологическими книжками. Но лечить с помощью психологов болезни тела мне не приходило в голову. Надежда Валентиновна вкратце объяснила принцип методики, и буквально на следующий день я пришла к ней уже не как журналист, а как пациент.


Комментирует психолог Юлия Розенсон:
«За свою жизнь каждый из нас умирает несколько раз, это так называемые нормативные кризисы: смерть девушки — рождение женщины; смерть малыша — рождение школьника; смерть бездетных супругов — и их рождение в качестве родителей. У наших предков были обряды инициаций, которые помогали человеку эти этапы преодолеть. У нас же таких обрядов нет, и с самыми сложными кризисами человеку приходится справляться самому или при помощи психотерапии. Больше всего мы боимся родов и смерти. Мы к ним не готовы, а ведь это естественные события. Со страхом смерти работают многие техники. Это холотропное дыхание, ребефинг, да и любая психотерапия. Танатотерапия же эффективна только тогда, когда у пациента есть конкретный запрос, четко поставленная задача. И, конечно, когда ему помогает квалифицированный терапевт».


УМИРАТЬ НЕ СТРАШНО
Сразу же (подчеркну это!) по окончании сеанса я смогла сесть и выпрямиться, и домой отправилась ровной походкой — ни спина, ни нога не болели. По окончании терапии Надежда Латыпова сказала, что, видимо, я очень хотела решить проблему и была готова плодотворно работать, раз все так удачно получилось с первого раза.
Однако на самом деле психологической работы в привычном для меня понимании на сеансе не было вовсе — мы почти не разговаривали, но я испытывала переживания колоссальной силы и даже физическую боль. При этом терапевт не производила активных действий — более того, она практически не разговаривала!
...Звучит расслабляющая музыка, ты лежишь на ковре, закрыв глаза, и стараешься сосредоточиться на собственных ощущениях («Тебе надо научиться отключать голову, сейчас мы попробуем это сделать» — я послушно закрыла глаза и честно слушала свое тело и свое дыхание). Танатотерапевт буквально ползает вокруг тебя по полу и очень мягко, еле ощутимо прикасается руками к твоим голове, рукам и ногам, погружая тело в состояние глубокого расслабления. Поначалу это напоминает тайский йога-массаж, но в очень мягкой форме: тебя тянут за ноги, за руки и за голову. Ближе к концу я начала ощущать свои ноги-руки бесконечно длинными, а свое тело — словно висящим в пространстве, где нет понятий «верх», «низ», «тяжело» и «легко».
Постепенно, в процессе расслабления, ты начинаешь чувствовать (ощущать телом, без участия головы), где именно в теле «засели» те самые «зажимы», которые препятствуют течению энергии. Одновременно с этим приходят и эмоции, которыми порождены эти телесные блоки. Откуда-то изнутри поднимаются обида, злость, и хочется плакать от бессилия. Ты плачешь, и вместе со слезами из тела как будто вытекает то, что давно его скрючивало. Танатотерапевт «ведет» тебя, подавая совсем короткие реплики, помогая тебя «отпустить себя», «дать эмоциям течь», не дает никаких «положительных установок», не произносит никаких «мыслеформ», ни о чем не расспрашивает.
В конце концов ты понимаешь, что это очищение — как сожжение горечи и всего плохого, что копилось годами. Это, действительно, как маленькая смерть: что-то злое и гадкое умирает в тебе навсегда. На полу остается лишь приятно вытянутое, расслабленное и легкое тело.


ЧТО?
Танатотерапия — от греч. thanatos (смерть) и therapia (лечение). Название «танатотерапия» отражает особенности этого вида телесной психотерапии: тело пациента погружается в глубокое расслабление. Одновременно с этим танатотерапевт «выводит» на поверхность не осознаваемые человеком комплексы и страхи. Танатотерапия позволяет работать с внутренним негативом мягко, без ущерба для тела и психики.


КТО?
Автор термина и методики, возникшей в конце 90-х, — психолог, один из ведущих телесно-ориентированных психотерапевтов России Владимир Юрьевич Баскаков. Окончил МГУ, телесный психотерапевт, координатор Международной программы «Культура тела», президент Российской ассоциации телесных психотерапевтов (АТОП), действительный член ЕАВР, президент АНО «Институт танатотерапии», главный психолог психологической службы Министерства морского флота СССР (1985–1989 гг.), автор и ведущий обучающих программ по танатотерапии в разных городах России и за рубежом.


ГДЕ?
Москва, Институт танатотерапии: ул. 1-я Дубровская, д. 5а (ст. метро «Пролетарская»), тел.: +7 (495) 789-78-91, 509-38-77, Екатеринбург, клуб «Музыка Дао»: ул. Бажова, д. 53, оф. 4; тел.: (343) 214-66-16(17); 8 (912) 242-19-83 (Андрей Пономарев), Проект «Танатотерапия и телесная психотерапия в Санкт-Петербурге». Организатор — Елена Мурашова, тел. 8 (911) 232-51-21 (моб.), 8 (812) 430-96-48.


В ОБЩЕМ, ВСЕ УМЕРЛИ
Психологи самых разных направлений сходятся в том, что за всеми страхами и комплексами человека лежит один базовый — страх смерти. Если «разложить» любое негативное душевное состояние на простые слагаемые, можно привести к страху смерти что угодно: ревность, зависть или неуверенность в себе. Танатотерапия возникла как направление в психологии, позволяющее помочь умирающим и их близким. Однако, в ходе практики танатотерапевты обнаружили, что она может помочь и живым-здоровым людям, которым иногда бывает полезно полностью расслабиться, отключить избыточный контроль и позволить организму провести «самонастройку».
Выяснилось, что эта практика помогает избавиться от страха смерти, от бессонницы и просто как следует отдохнуть. Шавасана, или Поза мертвого, в йоге считается самой сложной. Она заключается в полном расслаблении всех мышц. При правильном выполнении получасовое пребывание в Шавасане может заменить полноценный ночной сон. Кстати, в фильме «17 мгновений весны» Штирлиц именно таким образом «засыпает» в своем автомобиле, а спустя 20 минут просыпается совершенно бодрым и отдохнувшим.
Конечная цель танатотерапии — снять барьер негативного отношения к смерти и по большому счету привить культуру правильного умирания. Ведь чаще всего смерть как процесс ассоциируется с агонией и неосознанностью, а момент ее наступления — с непредсказуемостью. Танатотерапия — это философия бесстрашного отношения к смерти, но вместе с тем это жизнеутверждающее направление, в частности, с ее помощью поддаются лечению суицидальные психопатологии.
Американский психотерапевт Кюблер Росс (Elisabeth Kubler-Ross) много лет изучала смертельно больных людей и выделила следующие стадии отношения к смерти:
игнорирование (получив на руки страшный диагноз, человек строит планы на год, продолжает жить так, будто диагноза не существует, гонит от себя мысли о смерти);
отчаяние и обида приходят позднее: «Почему я?». Часто в таком состоянии смертельно больные люди становятся раздражительными и даже агрессивными; компромисс: поняв бессмысленность агрессии, человек все же надеется на сохранение жизни — «Я буду послушным и хорошим, буду принимать лекарства, и может быть, как-нибудь все обойдется»;
депрессия — через нее необходимо пройти, это своего рода инициация: человек переживает отчаяние и боль расставания с близкими;
облегчение. Когда все предыдущие стадии пройдены, человек освобождается. Принимая неизбежность смерти, он получает свободу жить, наслаждается каждым моментом, с готовностью участвует во всех повседневных делах, легче рискует, но вместе с тем легко отказывается от того, чего ему действительно не хочется. Кстати, именно этот момент положен в основу сюжетов многих художественных произведений и кинофильмов — когда смертельно больной человек смакует жизнь во всех ее проявлениях.
Но в конечном итоге это освобождение от суетного и фальшивого — не есть ли то, что и приводит к счастливой жизни здесь и сейчас?


Екатерина Крушинская


СМЕРТЬ В КУЛЬТАХ И КУЛЬТУРАХ:
В буддизме существует Пхова — практика осознанного умирания: это чтение мантр, медитация и выполнение определенного набора упражнений, в ходе которых человек «простирается» на земле. Цель этой практики — снять страх перед смертью.
В русских деревнях умирающий чувствовал приближение «своего» срока — ложился в гроб заранее, отпевание начиналось, еще когда человек пребывал в сознании. Раньше на Руси раненым не мешали умереть — если они того хотели.
Реаниматологи в Институте Склифосовского рассказывают: сначала у умирающего холодеют руки и ноги, затем закрываются глаза, замедляются дыхание и пульс... То же самое происходит и в процессе погружения пациента в состояние полного расслабления в ходе сеанса танатотерапии.
 

Оригинал статьи на сайте http://www.funeralportal.ru/article.php?ObjectId=2145