Новости 2011

Уйти с миром в душе. Хосписы помогают человеку достойно пройти последний путь [Новость добавлена - 04.03.2010]

 

Тяжелую тему подняла неправительственная организация «Ардагер» при поддержке Министерства культуры и информации РК на состоявшемся в Астане круглом столе: разговор шел о хосписах в Казахстане. Дальше игнорировать эту проблему уже некуда. Стыдно и страшно, что в стране, где растет заболеваемость СПИДом, туберкулезом, онкологическими болезнями, всего шесть городов имеют учреждения, где умирающим оказывается надлежащий уход. Все остальные граждане Казахстана, оказавшись в таких крайних обстоятельствах, уходят в мир иной как придется. То есть испытывая страдания, физические и душевные. Хотя могли бы уйти с меньшей болью и с миром в душе.

Столица без богадельни

Хоспис — учреждение здравоохранения, предназначенное для оказания специализированной паллиативной помощи умирающим больным. В переводе с английского это слово означает «приют», «богадельня», «странноприимный дом». На Западе хосписы появились в 70-х годах, в 80-х стали распространяться по всему миру. А паллиативная помощь, по определению ВОЗ в 2002 году, — это «подход, который улучшает качество жизни больных и их семей, вопреки неизлечимой болезни, через предотвращение и облегчение страданий, путем ранней диагностики, тщательной оценки и лечения боли и других проблем». И такая помощь давно уже считается нормой в правовом государстве. Ее там оказывают людям, умирающим от СПИДа, онкологических, сердечных заболеваний, туберкулеза и др. А у нас? Первый хоспис в Казахстане был организован в Алматы, в июне 1999 г. Сейчас он уже преобразован в Городской центр паллиативной помощи. Кроме него, в Казахстане есть хосписы в Павлодаре, Усть-Каменогорске, Караганде, Костанае, Семее. В Астане на данный момент такого учреждения нет.

Выгодно ли благо творить?

В работе круглого стола приняли участие представители министерств труда и социальной защиты, здравоохранения, культуры и информации, депутаты Парламента, международные организации, НПО, и говорили они о том, как все-таки наладить эту необходимую работу в нашей стране.

Надо сказать, понятие «хоспис» и значимость его уже получили должное отражение в принятом недавно Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения. Его 50-я статья фактически узаконила эту службу в Казахстане. Кроме шести хосписов, в некоторых областных больницах есть отделения сестринского ухода, выполняющие аналогичную работу. По закону уполномоченные за эти отделения — органы здравоохранения. Проблема в том, что пока еще в Минздраве не разработаны порядок, стандарты оказания паллиативной помощи. Об этом говорила за круглым столом и вице-министр здравоохранения Тамара Вощенкова, и депутат мажилиса Ольга Киколенко. Если хосписы в других странах на 80 процентов финансируются благотворителями, то у нас пожертвования составляют очень маленькую толику. В основном наши хосписы содержатся за счет бюджета. Стало быть, необходимо призвать бизнес к социальной ответственности, создать необходимые условия, предпосылки, для того чтобы это стало нормой нашей жизни. В частности, компании, получающие сверхдоходы на разработке недр, в цивилизованных странах делают большие отчисления на социальные, культурные потребности государства. У нас, к сожалению, считается, что хосписы экономически невыгодны. Хотя более выгодного учреждения в нравственном аспекте невозможно и придумать. Статья о паллиативной помощи должна быть также отражена в меморандуме, который с такими компаниями заключает государство, считает Ольга Киколенко. Хотя представитель ОО «Поколение» Альберт Лозовой скептически отнесся к возможности содержать хосписы на пожертвования: «Олигархи вряд ли помогут. Уж лучше идти по линии гособеспечения».

Все есть! А этого нет…

— То, что в Астане нет сегодня такого заведения, — факт вопиющий, — говорила Ольга Киколенко. — Мы здесь большие политические проблемы решаем, столько полезного делаем для государства. И не увидеть за всем этим такую человеческую проблему — даже неэтично. Столица, а такой серьезной услуги, как паллиативная помощь, мы не оказываем. Тем более что проблема-то вполне решаема. На днях я встречалась с известным врачом Баумейстером, и мы говорили о том, что в железнодорожной больнице уже сегодня можно развернуть хоспис на 200 коек. Надо срочно этим заняться. Экономическая возможность у нас есть, законодательная основа есть, осталось только хорошо организовать эту работу.

Чем помогут НПО

Наиболее полную картину состояния паллиативной помощи в Казахстане представила директор Карагандинского ОО «Кредо» доктор медицинских наук, профессор Надежда Козаченко.

— Почему НПО вмешивается во все эти дела? Потому что мы видим, что есть множество единомышленников, организаций, которые могли бы оказывать неоценимую помощь работникам здравоохранения, осуществляющим уход за такими пациентами, тем самым освобождая медперсонал для более важных задач. Волонтеры играют очень важную, хотя и часто недооцениваемую роль в хосписах.

В прошлом году нашим ОО «Кредо» совместно с общественной школой здравоохранения при финансовой поддержке фонда «Сорос Казахстан» был проведен большой анализ состояния паллиативной помощи в РК, нормативно-правовой базы и общественного мнения по этим вопросам.

Основные выводы были таковы:
Нет ресурсов для создания хосписов, методической базы и общегосударственных стандартов оказания паллиативной помощи.

Нет системы подготовки и повышения квалификации медицинских и социальных работников.
Общественность слабо информирована о проблемах паллиативной помощи, что, скорее всего, и является причиной низкой активности благотворителей.

Не решается вопрос по доступу к эффективному обезболиванию. Обезболивающие препараты сегодня доступны в основном для онкобольных. Но есть и другие категории нуждающихся в них больных. А купирование боли — одна из основных задач оказания паллиативной помощи.

Необходима государственная концепция, которая должна стать составляющей национального здравоохранения.

Воодушевляющая работа
Обсуждалась за круглым столом и тема кадров. Поскольку специалистов в этой области у нас не готовят, то и помощь паллиативная оказывается зачастую непрофессионально. Работникам хосписов приходится решать и социальные вопросы, и медицинские. Между тем требования к хосписам такие же, как к обычным больницам. Поэтому они испытывают большие трудности при прохождении аккредитации, которую проводят мед-работники. К примеру, один из старейших хосписов, павлодарский, в этом году аккредитацию не прошел.

Хорошо бы и в самих больницах изменить отношение к таким больным. Не секрет, что сегодня человека с хроническим заболеванием старше 80 лет просто не берут в больницу. Считается, что такие больные — балласт для медучреждения и только портят его статистику. Основные ресурсы в наших больницах направлены на излечение и выздоровление пациентов, но и на них не всегда средств хватает. А хосписы нацелены исключительно на помощь безнадежным больным.

Вот и Мэри Каллавей, представитель организации «Международная инициатива паллиативной помощи» (США), говорила о том, что «в обществе необходимо повысить «чувствительность к этой проблеме». На самом деле это очень воодушевляющая работа. Люди, которые заняты в хосписах, имеют большое сердце. И надо, конечно, готовить волонтеров. Нужна и Ассоциация хосписов, это поможет получить доступ к международной паллиативной помощи». Собравшимся показали на слайдах хоспис в Техасе. Что и говорить, впечатляет. Уютные спальни, гостиные, кинозал, бар. При этом большой персонал, много волонтеров.

А как у нас?

Представитель хосписа в Семее говорил, что из-за нехватки мест они вынуждены многим пациентам отказывать. И люди умирают, так и не дождавшись очереди в последний приют. Аналогичные проблемы есть и в других подобных учреждениях.
Поэтому чаще всего забота об умирающем ложится на плечи небольшого числа людей, чаще всего женщин, плохо обеспеченных для проведения ухода. Мировая статистика свидетельствует, что 20 процентов членов семей бросают работу, чтобы ухаживать за таким больным. При этом 31 процент семей теряют свои сбережения, 40 — становятся беднее.

Бывает, что помощь таким пациентам на дому оказывают соцработники. Но они не обучены паллиативной помощи, да и в их функциональные обязанности она не входит.

Между тем, как рассказала представитель Департамента социальной помощи и социальных услуг министерства труда и соцзащиты Майра Сулеева, это министерство как раз и разрабатывает сейчас стандарты оказания социальной помощи детям и взрослым с психоневрологическими патологиями. Это инновация для государства.

— Согласно этим стандартам, назначаются социальные работники по уходу за больным. Определяются потребности в лекарственных препаратах, инструментальном и техническом обеспечении для ухода за тяжелобольными. Как только стандарт будет принят, а он уже прошел почти все стадии согласования, то с 2010 года мы получим деньги. Более того, впервые для этой категории лиц предусматривается создание полустационара и ухода на дому. Вслед за этим стандартом мы разрабатываем следующий — для престарелых лиц.

У нас будут готовиться и консультанты, в обязанности которых входит защита интересов и прав тех людей, которые получают эту помощь. Министерством соцзащиты уже предусмотрены средства в республиканском бюджете, которые будут направлены в регионы, для того чтобы наши медико-социальные учреждения и организации, которые вовлечены в реализацию новых стандартов, им соответствовали. Если бы Министерство здравоохранения последовало этому примеру и тоже начало разработку стандартов, это было бы хорошим вкладом в реализацию готовящегося закона о специальных социальных услугах.

Деньги в хосписах
Обсуждались на круглом столе и вопросы платных паллиативных услуг. За рубежом это обычная практика. У нас же не так много людей, которые имеют возможность оплатить услуги хосписа или платной палаты. И все-таки они есть, и, значит, надо использовать и такую возможность для развития паллиативных служб. Есть люди, которые могут сегодня так содержать своего близкого родственника, хорошего друга. И значит, такая возможность должна быть закреплена юридически.

Было и предложение внести такой законопроект, чтобы законодательно сделать страхование жизни полезным для человека. Чтобы те граждане, которые сегодня имеют определенные доходы, могли застраховать свою жизнь и в случае тяжелой неизлечимой болезни могли использовать эти финансовые средства в хосписе.

http://info-tses.kz/red/article.php?article=63875&print=Y