Новости 2011

Поднимаем проблемы социального работника [Новость добавлена - 21.03.2011]

В Российской Федерации сложились и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей. Преобладающей моделью нестационарных социальных служб стали Центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых. В задачи Центров входит выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке; определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг как постоянного, так и разового характера; мониторинг и анализ социально-бытового обслуживания населения и многое другое. Однако,  работники таких центров, при выполнении поставленных перед ними задач, испытывают немало трудностей. Существующие препоны и пути их возможного решения мы обсуждали с коллективом Центра социального обслуживания «Филевский парк» города Москвы. 

Наша справка

  • Центр социального обслуживания «Филевский парк» располагается в приспособленном здании в нескольких обустроенных квартирах жилого пятиэтажного дома.
  • 11 отделений социального обслуживания на дому;
  • 1 отделение социально-медицинского обслуживания на дому;
  • 1 отделение срочного обслуживания и дневного пребывания;
  • В ЦСО работает 168 человек. Из них:
    • 135 человек – социальные работники;
    • 6 человек – медицинские сестры.
  • 60% коллектива трудятся в Центре более 10 лет.
  • 35 социальных работников (21%) – с высшим образованием.

В кабинете директора собрались заведующие отделениями Центра, чтобы обнажить имеющиеся проблемы и наметить пути их решения. Для  читателей журнала директор Центра социального обслуживания Татьяна Михайловна Смирнова вкратце обрисовывает ситуацию в районе: «У нас проживает большое количество одиноких бездетных пожилых людей, за которыми некому ухаживать. Много малообеспеченных жителей, также нуждающихся в посторонней помощи. Наша основная задача – максимально продлить нахождение пожилых граждан и инвалидов в привычной для них домашней обстановке, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.

За каждым социальным работником закреплены 8 (ставка) или 12 (полторы ставки) обслуживаемых лиц. Работники отделения социального обслуживания на дому посещают их два раза в неделю, а работники социально-медицинского отделения - трижды. Контингент тяжелый, своенравный, со своими прихотями и запросами, поэтому на девочек ложится очень большая психологическая нагрузка. Да и проблем, с которыми они ежедневно сталкиваются, немало!»

Одну из наболевших проблем заостряет заведующая отделением №4 Елена Владимировна Мухина:


Социальные работники Центра: Л.Н.Соколова, Т.К.Мусина и Н.П.Граждан

«К числу основных надомных услуг, гарантированных государством и нашим Центром, относятся: помощь в приобретении товаров первой необходимости и продуктов питания, а также доставка их на дом; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; организация различных социально-бытовых услуг, как косметический ремонт жилья, оплата коммунальных услуг, содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших. Я намеренно оставила на финал еще одну услугу, чтобы заострить на ней особое внимание – это помощь в приобретении медикаментов. Эту услугу, которую оказывают наши работники, медики трактуют на свое усмотрение. Я поясню. Помощь в приобретении медикаментов должна заключаться в том, что наш работник берет со стола бабушки рецепт, идет с ним в аптеку и приносит той полученные лекарства. На деле же все гораздо сложнее и запутаннее. Большинство наших подопечных не могут сами посетить поликлинику, чтобы выписать у специалиста новый рецепт. Медики же на дом выходить (если у больного нет высокой температуры) наотрез отказываются. Поэтому, когда лекарство заканчивается, социальный работник берет у бабушки старый рецепт и с ним бежит в поликлинику. Там, выслушав в очереди нелицеприятные слова в свой адрес и высидя час-другой, добивается аудиенции врача, который со слов работника  выписывает новый рецепт. Только после этих мытарств социальный работник отправляется в аптеку за лекарством».

Такая новая «модель социального обслуживания» практикуется «благодаря» врачам многих Московских поликлиник, в числе которых  № 199 и №102. Узкие специалисты не под каким предлогом не принимают вызовы на дом. Ситуация, честно говоря, поразила меня. И дело даже не столько в том, что социальным работникам приходится бегать по поликлиникам, сколько в том, что врачи, не видя больного и часто не интересуясь его состоянием здоровья, выписывают назначенные ранее медикаменты. Ведь пациент, а особенно пациент гериатрического возраста, требует особого внимания со стороны медицинского персонала, который постоянно должен корректировать лечение, отслеживать динамику, а не полагаться на авось.


За работой парикмахер на дому Нина Волынцева

У нас в России во многом на бочку меда находится ложка дегтя. Хочется верить, что в районных поликлиниках трудится немало медиков, способных к состраданию, откликающихся на людскую боль и проблемы. Хочется в очередной раз призвать к совести остальных, ведь осмотреть человека – ваша прямая обязанность, и не нужно перекладывать ее на плечи социальных работников, к тому же не компетентных в области медицины.

Обострять проблемы перед нами продолжает заведующая отделением №8 Галина Владимировна Арсентьева:

«Вы посмотрите, какую рекламу нам сделало СМИ! В криминальных сводках и программах постоянно рассказывается, как пенсионеров обвели вокруг пальца лица, выдававшие себя за социальных работников. Новички боятся пускать нас в дом, не доверяют нам».

«Первое время ходим к подопечным вместе со своими социальными работниками, - вступает в разговор заведующая отделением №2 Нина Федоровна Тихонова. Показываем свои удостоверения,  представляем работника, который будет посещать их, просим проявлять бдительность, дверь посторонним и незнакомым не открывать, но наши одинокие бабушки и дедушки очень доверчивы и пускают в квартиры кого угодно. Отдают последние деньги за биодобавки, которые им совсем не нужны, за товары, распространяемые посредством сетевого маркетинга, а потом со слезами звонят к нам и просят оказать хоть какую-нибудь помощь».

Посоветовать в этом случае можно следующее:

  • заготовьте информационные листовки, на которых разместите цветные фотографии (свежие, а не пятилетней давности) социального работника и заведующего отделением, которое обслуживает данного человека. Крупно укажите их фамилию, имя и отчество, номера удостоверений. Также крупно укажите номера телефонов (лучше нескольких) по которым подопечный сможет позвонить, чтобы выяснить или проверить какую-то информацию.
  • многие люди старческого возраста обладают плохой памятью, в том числе и на лица, поэтому помогите вашему подопечному разместить этот информационный листок рядом с дверью, чтобы он всякий раз смог сверить личность пришедшего к нему.
  • обязательно скажите обслуживаемому лицу, что в случае смены социального работника (по причине его болезни, в связи с отпуском или по любому другому поводу) вы обязательно придете с новым сотрудником, чтобы лично его представить.
  • проведите разъяснительную работу со своим клиентом о том, что купленные с рук, а не в аптеке лекарственные препараты и БАДы могут нанести непоправимый вред здоровью. Многие лекарства противопоказаны лицам преклонного возраста, поэтому, прежде чем купить что-то, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.  Кроме того, по квартирам часто распространяется фальсифицированная продукция, не прошедшая тестирование или не соответствующая нормам. Употребление таких лекарств негативно скажется на состоянии здоровья и будет получен обратный эффект.

Заведующая отделением социального обслуживания №6 Екатерина Алексеевна Ануфриева сетует на то, что среди обслуживаемых лиц часто встречаются люди с тяжелым характером:

«Наша беда в том, что социальный работник многими воспринимается как каторжник. У скряг и сварливых людей к нам потребительское отношение. Не раз приходилось слышать, как они ворчат: «Что-то моя несушка не идет»! Поражает и  то, что находясь на социальном обслуживании на дому, многие перестают выполнять посильную им работу по хозяйству, надеясь на то, что придет «эта» и все сделает. Есть и такие среди новичков, придя к которым долго ищешь место, куда бы ступить. В квартирах полнейшая антисанитария, все на столько погрязло в грязи, что у девочек волосы встают.

Еще одна проблема, с которой мы устали бороться – домашние животные. Старушки заводят кошечек и собак, чтобы им не было одиноко, но все заботы по их содержанию автоматически перекладываются на плечи социальных работников. Девочки должны сходить кварталов за пять в зоомагазин за вискасом для их любимца, основательно выгулять на улице их собачку, произвести дополнительную уборку в помещении, так как повсюду  ворс и клочки шерсти. А старушки потешаются, какие у них любимцы хорошие!»

Опять-таки правы! Мало у нас тех, кто старается проявлять интерес к жизни, боясь стать обузой. В последнее время все больше пенсионеров проявляют к социальным работникам потребительское отношение. Иные накричат, что не ту сметану купила и пошлют обменять ее, третьим покажется, что ее обделили с подарками к празднику, пятые жалобами директора Центра закидают… Редко, кто искренне скажет спасибо за нелегкий труд социального работника, пожелает здоровья и удачи. Сварливый контингент мы изменить не в силах, т.к. с годами в человеке проявляются его худшие качества. Поэтому даже если ваш подопечный чем-то недоволен, не спорьте с ним, уважительно относитесь к его личности, принимайте его таким, каков он есть, в том числе с его недостатками: раздражительностью, болтливостью, а во многих случаях и слабоумием.

Хорошо, если в штате Центра работает психолог, который после работы снимет напряжение с социального работника, подскажет, как лучше общаться с «трудным» подопечным, как правильно себя вести в случае закатанного в ваш адрес скандала, настроит его на хороший лад.

Ольга Сергеева,
фото автора

http://www.piipl.ru/archive/2007_2/podnimaem_problemi_socialnogo_rabotnika.html